Минпросвещения приказом от 25.11.2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО.
ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 01 сентября 2023 года.
Утвержденная программа - Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 (Федеральная образовательная программа дошкольного образования)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования.doc. В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе со ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.
Министерство Просвещения РФ приказом от 24.11.2022г. № 1022 утвердило Федеральную адаптированную образовательную программу дошкольного образования (ФАОП ДО).
Новая федеральная адаптированная программа для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана в соответствии с Порядком разработки основных общеобразовательных программ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.13 г. N 1155
ПОЧЕМУ ПОЯВИЛИСЬ ФГОС ДОУ?
1. ФГОС обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ ДОУ и начальной школы; духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка.
2. Изменения в статусе дошкольного образования вызваны необходимостью обеспечить «равный старт» детей дошкольного возраста на пороге школьного обучения вне зависимости от места проживания и социального статуса семьи.
3. С введением ФГОС меняется установка на дошкольное детство и образование. До введения ФГОС детство рассматривалось как период подготовки к школе. После– как период развития базовых способностей и сохранение уникальности и самоценности детства с учетом возрастных и индивидуальных потребностей развития ребенка.
ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ
Традиционный подход:
Образование –процесс усвоения обобщенного, общественного опыта. Общественная важность превалирует над личностной. Образное понимание: Ребенок – «глина», «чистый лист»; является материалом для педагогической работы. Центральной фигурой образовательного процесса выступает педагог. Обучение: преподавание+научение: воспитатель передает знания детям, а они их усваивают и воспринимают.
Личностно-ориентированный подход:
Образование–развитие и саморазвитие личности ребенка,исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей. Образное понимание: «ребенок – семя»– имеет генетическую программу развития. В центре образовательного процесса – ребенок. Он выступает как субъект взаимодействия и познания. Обучение – совместная деятельность ребенка и педагога, направленная на самореализацию и развитие воспитанника.
Стандарт – общественный договор, учитывающий социальный запрос семьи, общества и государства
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Портрет выпускника ДОУ (целевые ориентиры): - деятельный и активный; - любознательный; - инициативный; - открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый; - положительное отношение к себе, уверенность в своих силах; - чувство собственного достоинства; - способный к волевым усилиям.